Казакова К.А. Повседневная история в контексте репрессий.


Казакова Карина Ацамазовна

кандидат исторических наук, Сыктывкарский государственный университет, доцент

 

Повседневная история в контексте репрессий.

 

Современная историческая наука выявила пути, позволяющие понять историческое прошлое через его субъекта и носителя – самого человека. Анализ материальных и социальных форм повседневного существования человека – его внутреннего мира, стереотипов его мышления и поведения – рассматривается как один из возможных в этом отношении подходов.

Сегодня историки всё больше внимания уделяют изучению повседневной истории, сформировав перспективное течение в исторической науке. Задача повседневной истории – анализ жизненного мира людей, изучение истории повседневного поведения и повседневных переживаний. Это история, реконструированная со стороны самого человека.

Особый интерес в этом отношении вызывает период 1930-1950-х гг. в истории как нашей страны  в целом, так и республики Коми в частности. С одной стороны это период индустриального подъёма, но с другой стороны – время, когда миллионы человек пали жертвами репрессивной политики, проводимой государством. В годы репрессий за колючую проволоку попадали различные слои интеллигенции: врачи, актёры, преподаватели, учёные. Изучение деятельности  ГУЛАГа в 1930-1950-е годы показывает, что научная работа являлась немаловажной составной частью. Среди архивных документов встречаются докладные записки, в которых лагерное начальство указывает на необходимость наличия квалифицированных кадров. Эта проблема решалась достаточно просто: учёные присылались в лагеря по 58 статье и определённым сроком заключения, и сразу отправлялись в пункт назначения. Учёные были в полном подчинении администрации лагерей, научные проблемы формулировались «наверху» и были обусловлены производственной необходимостью. Научные исследования также проводились по планам, за выполнением которых был установлен жёсткий контроль. Экономика и производство ГУЛАГа изучается историками очень обширно. но представляется целесообразным взглянуть на лагерную историю глазами тех, кто пережил эти испытания.

Исмаил Сыддыкович Хантимер – крупнейшая фигура в научном мире республики Коми. Родившийся в крестьянской семье, он после службы в армии окончил Тимирязевскую сельскохозяйственную академию. Его учителями были такие крупные ученые, как В.Р.Вильямс, Д.И.Прянишников, А.Н.Фортунатов, которые и определили его интерес к науке. Живя в Москве, Исмаил жадно впитывал русскую культуру: бывал  на собраниях футуристов, восторгался стихами В.В.Маяковского. Однажды летом совершил путешествие в Крым, был у известного поэта Максимилиана Волошина, беседовал с ним и получил в подарок небольшую акварель, которую впоследствии у него отобрали при обыске.

О его научной деятельности написана книга. Но человеческая личность – загадка, которую можно разгадывать всю жизнь. Возможность заглянуть во внутренний мир человека дают нам дневники, которым люди посвящают свои самые сокровенные мысли и желания. Дневник Исмаила Сыддыковича, который вмещает в себя всего с десяток страниц карманного формата, мне передал для изучения его внук. Прочитав этот небольшой дневник, я смогла взглянуть на личность этого легендарного учёного с совершенно иной стороны. На пожелтевших от времени страницах выражены размышления о справедливости, эгоизме, большой и страстной любви к прекрасной девушке, которую он встретил в лагере, и которая впоследствии стала его женой. Настоящее исследование основано также на изучении архивных документов, воспоминаний родных и коллег И.С.Хантимера.

Исмаил Сыддыкович Хантимер – биолог, внесший большой вклад в развитие сортоиспытательной отрасли в лагерных сельхозах и совхозах Коми АССР.  Его арестовали в 1929 году по обвинению в участии в националистической организации. Из тюрьмы Хантимера направили на  Соловки, где он стал преподавать в школе для вольнонаёмного состава и заведовал ботаническим кабинетом Соловецкого общества краеведов. Здесь же в лагере он начал заниматься огородным хозяйством, старался развивать растениеводство. Но, к сожалению, документов об этом периоде деятельности учёного не сохранилось.

После отбытия срока заключения в 1932г. И.С.Хантимер был освобождён из лагеря и прибыл для работы в Архангельск. Он – один из немногих, кто провёл в лагере по меркам того времени совсем недолго - три года, но страшное клеймо «врага народа» он носил всю свою жизнь.

Ещё в лагере Исмаил Сыддыкович познакомился со своей будущей женой Леонтиной Артуровной, которая вместе с приёмной матерью (по другим данным тётей) В.А.Бальц была выслана из Ленинграда. Личный дневник, который  он начал вести спустя год после освобождения из заключения, позволяет взглянуть на личность этого легендарного учёного с совершенно иной стороны.

Дневник вмещает в себя всего с десяток страниц карманного формата.  Высказывания поражают  обилием чувств. На самом деле, Хантимер был отнюдь не мягким и чувственным человеком, по воспоминаниям коллег и друзей он, наоборот, был грубоват и прямолинеен. Читая эти строки невольно задумываешься о том, насколько человек любит жизнь, и что, несмотря на ещё год назад перенесённые испытания, он не потерял чувство ценности прекрасного: «…в этих белоснежных лилиях, разбросанных на зеркальной глади тихих озёр, среди широких листьев, так нежно, словно улыбка ребёнка ласкающий взор, в этом пёстром ковре часто грезится мечта, надежда, счастье, и я, убаюкиваемый этим красивым зрелищем, мыслью мчусь  в чудные дали… Жизнь, как сны, хороша, нарядна, благородна и чиста!»

В судьбе Хантимера наступает этап, когда он начинает переосмысливать понятия «свободы». Видимо этому способствуют годы, проведённые в заключении. Он пишет: «Личность может освободиться ото всех оков, приобрести полную свободу действия только тогда, когда она поймёт абсолютную неприкосновенность, святость воли и желания других, в какой бы форме оно не проявлялось, только через их безоговорочные признания можно приобрести спокойствие духа, что необходимо для творческой плодотворной работы».

Может быть, оценивая себя, свой характер и пытаясь анализировать свои поступки, далее он пишет: «Неприкрытый, откровенный эгоизм благороднее скрытого, не сознаваемого самим субъектом эгоизма. Первое хотя и подло, мерзко, но откровенно и честно, а второе просто глупо, а потому более вредно».

С сентября по декабрь 1933 года присутствуют только записи романтического характера. Исмаил Сыддыкович пишет о своей любви к Леонтине Артуровне: «Люблю всем сердцем, с болью, с тоской и с грустью её нежность, её удивительную доброту, чуткость и особую, ей присущую широту души. Не потому ли такой прилив любви, тоски по ней, что за такое короткое время мы так много успели мучаться, сострадать, переживать сердечную боль, бессонные ночи и самые противоположные мнения друг о друге?»

Леонтина и Исмаил вырастили трех детей: Изольду, Рустема и Элеонору. Хантимер - неутомимый ходок и труженик. Из Архангельска в Сыктывкар Исмаил Сыддыкович приехал в 1941 г. в связи с переводом туда базы Академии наук СССР. Хантимер проводил исследования сорно-полевой растительности, вёл активную переписку с администрациями лагерных сельхозов и с репрессированными биологами, которые, отбывая сроки заключения в Воркуте, занимаясь научно-исследовательской деятельностью. Неоднократно он и сам выезжал в лагерные сельхозы для проведения различных исследований. Его научное наследие составляет 80 научных работ. Из Москвы даже поступало предложение снять фильм о его жизни, деятельности и годах, проведённых на Соловках. Но Исмаил Сыддыкович наотрез отказался, объяснив это тем, что не считает себя пострадавшим от репрессий, потому что, даже будучи заключённым, он продолжал заниматься любимым делом  в отличие от людей, которые погибали на каторжных работах.

Последняя запись в его дневнике такова: «Однако сколько слабостей в моём характере. Я счастлив, я любим, я  достиг всего, о чём мечтал, но я по-прежнему слаб волей и не нахожу в себе достаточной силы, чтобы направить себя в то русло, в котором я желал бы дальнейшего развития…».  Наверно он искал себя всю жизнь. 

 

 

 




Вконтакте


Facebook

Мухаматулин
Тимур
Анварович

Можно ли рассматривать подобный дневник в качестве свидетельства "повседневной истории" именно в контексте репрессий, ведь, как следует из приведенных цитат, он носит преимущественно лирический характер?



2012-10-11
Карина
Казакова
Ацамазовна

Несомненно, дневник является свидетельством повседневной истории в контексте репрессий, ведь в нём присутствуют размышления человека, носившего "клеймо врага народа", о привычных для свободного человека моментах: любви, счастье, семейном союзе. Хантимер, перенеся испытания за колючей проволокой, переоценивает важность и нужность этих моментов. Анализируя дневник, представляется возможным оценить отношение человека к происходящему (пусть он и не затрагивает политические проблемы), проникнуться его мыслями и узнать о внутреннем мире, что является одной из задач повседневной истории.



2012-10-11
Мухаматулин
Тимур
Анварович

Я согласен с Вами в оценках важности упомянутых Вами понятий для повседневной истории, но, тем не менее, мне хотелось бы заметить, что в приведенных Вами фрагментах не вполне видна эта "переоценка". Может быть, есть какая-то возможность обратиться к иному литературному наследию Хантимера с тем, чтобы _сравнить_ его размышления о любви, счастье, семье до заключения и после.



2012-10-12
Карина
Казакова
Ацамазовна

Я сама задавалась этим вопросом. Проработав весь личный фонд Хантимера в Архиве Коми научного центра Уральского отделения РАН, мне не удалось обнаружить там дневниковые записи. В личном фонде, помимо научных неопубликованных работ, содержится переписка с репрессированными биологами, которые отбывали сроки в лагерях ГУЛАГа на территории Коми АССР. Переписка носит деловой характер. Биологи в основном просят уточнить перечни растений, которые они собирали для гербариев, дать какие-либо консультации по вопросам семеноводства и так далее. Есть несколько сохранившихся писем к детям (к дочерям Изольде и Элеоноре). Я бы охарактеризовала их как письма заботливого отца. Обнаруженный личный дневник И.С.Хантимера - это вещь, которая удивила даже его старшую дочь. Дневник нашли, когда разбирали вещи Исмаила Сыддыковича после его смерти. Этот дневник он не показывал домашним. Я считаю, что в заданном Вами вопросе точку ставить рано, так как у одной из дочерей есть личные документы Хантимера, но мной они пока не обработаны, так как дочь проживает не в Сыктывкаре. Возможно, сохранившиеся документы прольёт свет на внутренний мир этого человека.



2012-10-13
Березина
Вера
Анатольевна

Карина Ацамазовна, Вы упомянули, что автор дневника не считал себя пострадавшим от репрессий. Развивал ли он как-нибудь (в дневнике или где-либо ещё) эту мысль? Ведь это, на мой взгляд, очень интересный факт. Складывается впечатление, что он не рассматривал свой арест и ссылку как несправедливость и не считал аномальным то, что человек может понести наказание за то, чего он не совершал? И второй вопрос: встречались ли Вам иные источники подобного рода? Если да, то можете ли Вы сказать, насколько типичен этот дневник, что именно его отличает и почему именно он может быть интересен нам для изучения повседневности "в контексте репрессий"?



2012-10-15
Карина
Казакова
Ацамазовна

Вера Анатольевна, благодарю за интересный вопрос. Мысль о том, что он не считает себя пострадавшим от репрессий, Исмаил Сыддыкович в дневнике не развивал. Он говорил об этом только вслух ближайщим коллегам и своей семье. Об этом я узнала именно из интервью, которое брала у его коллеги - Инны Борисовны Арчеговой. Арест и отбывание срока в лагере, несомненно, оставили в его душе неизгладимый след. Я упоминала о том, что клеймо "враг народа" с него сняли только за несколько месяцев до смерти. Согласитесь, очень непросто жить всю жизнь с мыслью, что безвинно являешься "врагом". Но Хантимер считал, что ему невероятно повезло: даже будучи в неволе, он продолжал заниматься своим любимым делом, которым он "горел" всю жизнь. Может быть, отчасти здесь сыграл свою роль и тот факт, что именно в лагере он встретил любовь всей своей жизни. На Ваш второй вопрос: встречались ли мне иные источники подобного рода, отвечу следующим образом: встретился ещё один. И тоже устный. Мне удалось встретиться с единственным на тот момент живым биологом, который был репрессирован, но остался жив. К сожалению, несколько лет назад он скончался. Его имя Гагиев Гавриил Иванович, это основатель и на протяжении 30 лет директор сельскохозяйственной опытной станции в Сыктывкаре. Ему принадлежит открытие печоро-холмогорской породы скота, которая прекрасно прижилась на Севере и даёт высокие надои. Осетин по национальности, он по 58-й статье оказался в Коми. Будучи заключённым, он продолжал заниматься наукой. В беседе он сказал мне удивительную фразу: "Я прожил сложную жизнь и я не хотел бы повторить её, но я себя пострадавшим не считаю, потому что я не умер, как миллионы, в лагере, я выжил и даже смог работать и сделать открытия в науке". Я не считаю дневник Хантимера "типичным", так как это дневник человека, который действительно посвятил себя любимому делу, которым он занимался даже в заключении. Он нашёл в себе силы пережить это, создать семью, стремиться к новым открытиям, радоваться и ценить простые человеческие отношения.



2012-10-18