Коваленко Надежда Вячеславовна "Взаимоотношения правых и троцкистов в ВКП (б): по страницам публикаций"


Преподаватель ГАУГН

 

1920-е годы были временем выбора пути дальнейшего экономического, и, в определенных рамках, политического развития страны. События внутрипартийной жизни 1920-х годов, ожесточенная внутрипартийная борьба стали прологом к установлению с конца 1920-х годов иного внутрипартийного режима и в частности сталинской диктатуры. Ключевыми фигурами внутрипартийной борьбы были Л.Д. Троцкий и Н.И. Бухарин, крупнейшие деятели партии и государства, авторы многочисленных трудов по партийному строительству, истории партии, развитию советского и российского государства и общества. Н.И. Бухарин в 1920-е годы был главным идеологом борьбы с т.н. «левыми» в партии (в составе «левой», «новой» и «объединенной» оппозиций), лидером которых был Троцкий. Позже, в конце 1920-х годов, оба деятеля были противниками складывающейся диктатуры в партии Сталина и соответствующего ей внутрипартийного режима. Бухариным была возглавлена следующая, т.н. «правая», оппозиция. Однако, несмотря на это, коалиции объединения правых и левых в борьбе с группой Сталина не произошло.

И Троцкий, и Бухарин в 1920-е годы выступали за внутрипартийное единство, указывали на недопустимость раскола и, в связи с этим, на недопустимость образования фракций внутри партии, за жесткую внутрипартийную дисциплину, следование нормам партийной жизни. Вместе тем оба в своих многочисленных работах и выступлениях указывали на необходимость внутрипартийной демократии, сознательного участия в партийной жизни широких партийных масс.

Если не считать противостояние 1920-х годов исключительно борьбой за власть, то остается открытым вопрос, почему при наличии многих общих моментов между ними имело место острое идейное столкновение.

Во многих отечественных исследованиях советского и постсоветского периодов, а также в работах некоторых зарубежных специалистов по Бухарину и Троцкому можно найти отдельные замечания по этому вопросу. Данная работа представляет собой краткий обзор таких исследований.

Во многих исследованиях советского периода – как начала 1930-х годов, так  и 1950–1970-х указывается на абсолютное идейное сходство позиций правых и левых в области партстроительства[1]. Это указание на сходство, на связанные с ним действия и высказывания правых и левых, несомненно, является «плюсом» таких работ. Однако длительная и острая борьба правых вместе со Сталиным с левыми объясняется лишь тем, что правые до конца 1920-х годов «маскировались», скрывая свои истинные позиции. Доказательством их полного идейного сходства в этом случае являются известные переговоры Бухарина с Каменевым о совместных действиях правых и левых (июль 1928 г.) и отдельные высказывания Бухарина уже в период борьбы с правыми. Однако в этих работах не рассматриваются подробно позиции и тех, и других в течение всего периода внутрипартийной борьбы, не рассматриваются многочисленные теоретические работы правых и левых периода острой дискуссии между ними, поэтому такие аргументы представляются недостаточными.

В постсоветских и зарубежных исследованиях можно наблюдать разные точки зрения, вплоть до противоположных. По мнению специалистов-советологов Д.О. Чуракова[2], Э. Манделя и С.В. Цакунова[3], в 1925–1926 годах произошла эволюция взглядов Бухарина. В это время он отходит от своих прежних позиций, созвучных взглядам Троцкого относительно отрыва от масс партаппарата, перерождения высших слоев партии, узурпации последними власти и т.д. – из его теоретических работа, по мнению этих исследователей, начиная с 1925–1926 годов исчезают указанные «левые» идеи. Однако (на что, в частности, указал известный венгерский специалист по Бухарину М. Кун применительно к одной из бухаринских работ) ключевые идеи Бухарина относительно построения власти и структуры общества, которые, как представляется, могли стать базой для его идейной борьбы с левыми, были обстоятельно изложены Бухариным еще в 1921–1924 годах в его наиболее известных крупных теоретических работах («Железная когорта революции», «Теория исторического материализма», «Буржуазная революция и революция пролетарская»). Вместе с тем уже в 1925 году и позже, как заметили известные бухариноведы С. Коэн и И.Е. Горелов, Бухарин многократно указывал на те же негативные явления, что и Троцкий.

Известный исследователь В.З. Роговин считает, что у левых и правых не было точек соприкосновения вплоть до 1928 года – начала борьбы сталинской группы с правыми. До этого же сказанное левыми об узурпации власти партаппаратом было для Бухарина «той тенденцией, которую он вместе со Сталиным отрицал на всем протяжении борьбы с «троцкизмом»[4]. Против левых изначально Бухарин выступил в силу имевшей место борьбы за власть и своих позиций по развитию сельского хозяйства. Однако здесь следует заметить, что за рамками исследования В.З. Роговина в этом случае остаются все достаточно многочисленные выступления Бухарина, так или иначе касающиеся угрозы узурпации власти и бюрократизма и имевшие место как раз до начала борьбы с правыми.

По мнению М. Куна[5], взгляды Бухарина и Троцкого кардинально отличались уже с начала 1920-х годов, что иллюстрирует, в том числе, выступление Бухарина еще на X съезде партии (1921 г.). По мнению М. Куна, Бухарин уже тогда предполагал большие различия в положении партийных звеньев разных уровней, их жесткую иерархию относительно участия в партийной жизни, ему виделось уже тогда в этой области «дальнейшее закручивание гаек». Такую позицию Бухарина Кун называет «элитарно-бюрократической». Она «во многом предопределила основы его союза со Сталиным» в борьбе против левых. Однако такая точка зрения, как представляется, требует более обстоятельного обоснования в силу наличия у Бухарина упомянутых высказываний, созвучных идеям Троцкого. Они имели место и на том же упоминаемом Куном X съезде, и позже.

По мнению известного американского советолога и бухариноведа С. Коэна, идеи Бухарина в области партийного строительства, наоборот, были абсолютно созвучны идеям Троцкого, с одних и тех же позиций им виделись нарастающие негативные явления в жизни партии и государства. Встать на сторону Троцкого изначально Бухарину, по мнению Коэна, не позволили методы, применяемые левыми во внутрипартийной борьбе (образование фракции, выступления на собраниях «через голову ЦК» и т.п.), а также предлагаемые ими меры в сельском хозяйстве, – по мнению Бухарина, крайне деструктивные для общества и экономики. К такой позиции близки взгляды И. Дойчера, крупного зарубежного исследователя – биографа Троцкого. По мнению Дойчера[6], изначально близкий к Троцкому по идее внутрипартийной демократии, Бухарин выступил против него в союзе со Сталиным исключительно из-за своих идей в хозяйственной политике. Жесткие же обличения им Троцкого и левых были связаны с тем, что по указанной причине Бухарин считал нужным мириться со складывавшимся внутрипартийным режимом, а выступления троцкистов грозили потерей «остатков» внутрипартийной демократии. Однако, как и в случае с отечественными исследованиями советского периода, здесь представляется неясной роль для позиций Бухарина его многочисленных теоретических работ по широкой общественной тематике.

В целом складывается впечатление, что всем рассмотренным работам при обращении к данной теме свойственна некоторая «однобокость» суждений.  Как представляется, в них не учтена необходимость одинакового внимания ко всем видам бухаринских и троцкистских документов, связанных с данной темой, к их особенностям, специфики и разнообразию. А также то, что здесь следует учитывать созданное на всем протяжении внутрипартийной борьбы, до нее и после. К таким документам, при обязательном учете их специфики, следует отнести доклады на съездах и собраниях, многочисленные личные письма – в ЦК, единомышленникам, Сталину и др., идейно заостренные работы с изложением собственной платформы («Новый курс» и др. Троцкого) и направленные на противника («К вопросу о троцкизме» и др. Бухарина), а также сочинения на широкую общественно-политическую тему и посвященные истории партии. Двум последние категориям в указанных исследованиях, как представляется, почти не уделяется внимание или же они анализируются без необходимого привлечения документов других категорий и периодов времени.

Так, ряд таких работ Бухарина содержит обстоятельные общественно-политические построения, анализ сущности и перспектив и структуры общества на определенном историческом этапе. Можно предположить, именно изложенные в таких работах идеи стали базовыми для формирования позиций Бухарина в борьбе с троцкистами. В частности, в пользу этого свидетельствует одна из ключевых идей Бухарина – «созревание» пролетариата для полноценного управления государством уже после совершения пролетарской революции, в длительный переходный период, в отличие от буржуазии, приходившей к победе своего класса уже подготовленной к установлению своей власти. Также, и в особенности в длительный постреволюционный период, по Бухарину, имела места большая неоднородность пролетариата – по уровню, сознательности, способностям. Все это проецируется на формирование партийно-политической системы, на положение в ней партийных звеньев разного уровня, на роль и полномочия партаппарата и т.д. Другой важной категорией документов, пока мало анализируемой при сопоставлении позиций правых и левых, являются их работы по истории партии. В исследованиях о Троцком часто обстоятельно рассматриваются его известные «Уроки Октября» и «История русской революции» при анализе его позиций во внутрипартийной борьбе в целом. Однако такого рода документы, по-видимому, не были еще учтены именно в контексте сравнения идей правых и левых. В таких работах Троцкого и Бухарина так же, но уже на примере конкретного случая – социалистической революции, излагаются идеи относительно общественной и партийной структуры. Так, вслед за известными «Уроками Октября» Троцкого (1924) в качестве «контртезисов» в «Правде» выходит статья Бухарина «Как не нужно писать историю Октября» (1924), где критически разбирается изложенная в «Уроках Октября» история действий партийной верхушки и масс в период революции.

Таким образом, взаимоотношения и идеи в области партийного строительства правых и левых, причины острой идейной борьбы были эпизодически представлены в ряде работ, представлены рядом значимых замечаний. Однако в качестве перспективы остается конкретное отдельное исследование непосредственно на данную тему с привлечением документов разных видов и разного времени со стороны обеих внутрипартийных групп.

 


[1] См., например: Иванов В.М. Борьба партии против антиленинских течений и групп в период строительства социализма. М., 1973; Павлов А.П. Коммунистическая партия в борьбе за индустриализацию страны… М., 1961.

[2] Чураков Д.О. Н. Бухарин: юбилей одной странной реабилитации // Критический марксизм: русские дискуссии. М., 1999. С. 231–250

[3] Цакунов С.В. В лабиринте доктрины. М., 1994

[4] Роговин В.З. Власть и оппозиции. М., 1992. С. 50

[5] Кун М. Бухарин. Его друзья и враги. М., 1992

[6] Дойчер И. Троцкий. М., 2006. Т. 2.

 

 




Вконтакте


Facebook


Что бы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти на сайт