Мустафин Артур Рашидович "Хлебные цены в России в XVIII в.: оценка достоверности первичного материала"


магистрант  НИУ ВШЭ Факультет истории

 

Хлебные цены в современной историографии экономической истории России в XVIII в. активно используются как для решения традиционных проблем, так и для апробации новых подходов[1].Изучение динамики цен является одним из ключевых направлений в исследованиях по экономической истории. Несмотря на то, что в отечественной историографии имеется ряд исследований, в которых в различной степени выявлялись данные о хлебных ценах[2], до сих пор отсутствуют работы, посвященные верификации собранных данных, обоснованию достоверности первичных материалов.

В данном исследовании было произведено обоснование достоверности зафиксированных в первоисточниках средних годовых хлебных цен в городах Российской империи.

В качестве первичного материала для выявления данных о хлебных ценах рассматривались ведомости «о справочных ценах». Существуют и другие виды источников хлебных цен (таможенные книги, приходо-расходные книги различных учреждений и др.), но они существенно уступают по полноте справочным ведомостям. Назначение ведомостей в основном состояло в том, чтобы центральные учреждения могли контролировать все операции по закупке продовольствия и фуража для армии.

Следует заметить, что имеющаяся информация о хлебных ценах в источниках есть уже результат выборочного, несплошного наблюдения, проведенного чиновниками местных учреждений, так как генеральная совокупность в данном случае представляла для них всю совокупность хлебных цен, по которым прошли все торги на определенной территории за весь необходимый период. В центральных учреждениях же на основе присылаемых ведомостей, содержащих, как правило, сведения о ежемесячных ценах вычисляли средние годовые цены и сводили данные годовых цен по городам Российской Империи. Гораздо реже в центральные учреждения присылали годовые цены.

Как и любое выборочное наблюдение, определение годовых хлебных цен требует оценки ошибки регистрации и репрезентативности. Ошибку репрезентативности на основе хоть и скудной информации мы можем оценить как несущественную. Во-первых, ценообразование на всем протяжении XVIII в. не отличается волатильностью, по крайней мере по сравнению с более поздним или современным ценообразованием. Наибольшая изменчивость цен в течении года связана только с сезонностью. Но на протяжении дневного, недельного, месячного периода, цены отличались стабильностью, что подтверждается на имеющемся эмпирическом материале. Во-вторых, определение годовых цен есть частный вид стратифицированной выборки. Стратами в данном случае являются месяца или недели. Главным преимуществом стратифицированной случайной выборки является значительное сокращение величины ошибки репрезентативности[3].

Ошибки регистрации бывают двух видов: случайные и систематические. Случайные ошибки регистрации не имеют определенной направленности и возникают под действием случайных факторов (перестановка цифр, смещение строк и граф при заполнении статистического формуляра). Как правило, случайные ошибки уравновешивают друг друга при существенной генерализации данных. Но в нашем случае генерализации по сравнению с выявлением средних общероссийских цен меньше. Поэтому ее влияние возможно. Систематические ошибки регистрации выборочного наблюдения годовых цен в городах России определить затруднительно. Насколько строго следовали  определенной методике выявления цен чиновники местных учреждений? Были ли чиновники заинтересованы в искажении информации при составлении ведомостей? Имеющиеся источники не позволяют ответить на эти вопросы. Косвенно оценить данный вид ошибки возможно будет при сопоставлении с другими данными

В географическом отношении средние годовые цены слабо сопоставимы. В разных городах, уездах методика сбора цен в некоторой степени отличалась, так как указы о присылке ведомостей, сборе сведений о хлебных ценах достаточно редко содержали инструкции о способах и методах сбора первичной информации. Причины не сопоставимости цен заключаются в том, что в правительственных указах предписывающих сбор сведений не определен ряд параметров, от которых в определенной степени зависела цена, а именно:

Оценить косвенно величину ошибки регистрации мы можем сопоставив данные из различных источников. В ходе данного исследования данные о хлебных ценах в городах сопоставлялись по разным источникам в три этапа, а именно:

  1.  сопоставлялись данные из опубликованных источников;
  2. сопоставлялись данные из опубликованных источников с соответствующими данными из архивных единиц хранения;
  3. сопоставлялись соответствующие данные из различных ведомостей и статистических источников из архивных единиц хранения.

Сопоставление данных за период 1744-1753 гг, опубликованные Б. Мироновым[5] и И. Ковальченко[6], показывает высокую точность. Это обусловлено тем, что данные собраны из единого фонда «Воинские комиссии» РГВИА.

Методология сбора сведений о хлебных ценах Н. Рубинштейном[7] не отличается строгостью. Им сведены данные из различных источников. Поэтому неоднородные данные, опубликованные Н.Рубинштейном, имеют как относительное совпадение, так и расхождения с данными, опубликованными Б.Мироновым.

Данные, опубликованные Яковцевским В.Н[8]., содержат месячные цены по ряду городов только за определенные месяца, по другим городам за все 12 месяцев, что позволило вычислить по последним годовые цены. Основными источниками для данных послужили ведомости фондов Камер-коллегии, Главного Магистрата РГАДА. Данные, опубликованные Яковцевским В.Н, сопоставимы с соответствующими данными, опубликованными Б. Мироновым.

Помимо данных публикаций отрывочные сведения о хлебных ценах в городах имеются в ряде работ дореволюционных и советских историков[9]. Но имеющиеся в них данные существенно уступают в хронологическом и географическом отношении, сведениям из представленных в таблице публикаций. Первичные материалы данных в этом случае достаточно разнообразны и неоднородны. Сопоставление их с соответствующими данными, опубликованными Б.Мироновым, показывает как относительное совпадения, так и расхождения.

В ходе работы с описями был выявлен ряд наиболее информативных, релевантных источников. Архивная эвристика при этом основывалась на выявлении из описей архивных единиц, содержащих хлебные цены за наиболее протяженный хронологический период. С точки зрения институциональных изменений на хлебном рынке наибольший интерес представляют период 1757-1773 гг. Таким образом, для исследования были выбраны книга 6017 фонда Сената РГАДА, которая содержит компактные данные о хлебных ценах за период 1757-1766 гг., и дело № 496 Фонда «Внутреннее управление» РГАДА, которое содержит данные о хлебных ценах за период 1760-1773 гг. Данные дела были использованы Б. Мироновым для составления временных рядов хлебных цен.

В книге 6017 содержатся «генеральные ведомости», составленные в разных центральных учреждениях, а именно в: Камер-коллегии, Ревизион-коллегии, Главном магистрате, Провиантской канцелярии. Образование данных ведомостей обусловлено указом от 12 октября 1767 г.[10] Также за период 1760-1766 гг. имеются данные из ведомости Дела № 496 Фонда «Внутреннее управление» РГАДА[11]. Затруднительно определить логику Б. Миронова, в выборе для определенных городов данных о годовых ценах из ведомостей Камер-коллегии, для других городов – данных из дела № 496. (См. в качестве примера Таблицу 2.) Определить при этом, откуда брались первоисточники для дела № 496, невозможно. Таким образом, для периода 1760-1766 гг. для одних городов цена определялась как близкая к минимальному значению, для других – как к максимальному. Но уже для периода 1766-1773 г. мы наблюдаем точные совпадения данных дела № 496 с соответствующими данными, опубликованными Б. Мироновым.

На третьем этапе внутренней критики сопоставлялись соответствующие цены из разных ведомостей и статистических источников. То есть рассматривались ситуации, когда сохранилось несколько источников с данными о средней годовой цене в определенном городе. Для примера, в таблице № 2 представлены города, по которым обнаружилось наибольшее количество различных свидетельств.

Сверка данных по остальным городам также показывает, что точных совпадений в ценах практически не наблюдается. Сверка данных по другим периодам и другим ведомостям[12] также показывает расхождения. Но подсчеты показывают, что размах (разница между максимальным и минимальным значением) в редких случаях, но мог доходить до 80 коп. А в процентном выражении максимальное значение могло превышать минимальное значение на 45 %.

Таблица 2.

Средние годовые цены в Москве, Серпухове, Коломне по данным из различных источников (в сереб. коп. за четверть)

 

Город

Год

Опубликованные Б. Миро-новым

По данным РГАДА Ф.16. Д.496

По данным Камер-коллегии*

По данным Ревизион-коллегии*

По данным Провиант-ской канцелярии*

Москва

1765

126

Н.д.**

126

132

130

Москва

1766

225

273

225

291

220

Серпухов

1764

98

98

120

120

110

Серпухов

1765

 

128

Н.д.

128

120

128

Серпухов

1766

230

230

180

200

190

Муром

1765

125

125

120

112

120

Муром

1766

261

261

180

220

180

* РГАДА. Ф. 248. Кн. 6017

** Нет данных в источниках

 

Таким образом, внешняя критика показывает, что данные о хлебных ценах сопоставимы, только в случаях однородности первичного материала. Было выявлено, что различные центральные учреждения рассчитывали средние цены в городах разными способами. Это обуславливает наличие погрешностей на определенных периодах при анализе динамики средних цен в городах и уездах в хронологическом и географическом отношении. Было показано, что расхождение  между данными из различных источников могло доходить до 45 %.

Список использованных источников и литературы:

 

  1. Кафенгауз Б.Б. Очерки внутреннего рынка России первой половины XVIII в. / Б.Б. Кафенгауз. – М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1958. – 356 с;
  2. Ковальченко И.Д. Всероссийский аграрный рынок. XVIII – начало XX века. / И.Д. Ковальченко, Л.В. Милов. – М. : Наука, 1974. – 411 с.
  3. Миронов Б.Н. Хлебные цены в России в XVIII в. Дис. ... канд. ист. наук: В 2 ч.:07.00.02. Л., 1969. – Ч. 1. 276 c.
  4.  Миронов Б.Н. Хлебные цены в России в XVIII в. Дис. ... канд. ист. наук: В 2 ч.:07.00.02. Л., 1969. – Ч. 2: Приложение. – 156 с
  5. Миронов Б.Н. Хлебные цены в России за два столетия (XVIII – XIX вв.) / Б.Н. Миронов. –. Л. : Наука, 1985. – 304 с.
  6. РГАДА Ф. 248. (Сенат). Кн. 390, 814, 6017.
  7. РГАДА. Ф. 248. Оп. 116. Д. 7, 118, 126; РГАДА. Ф. 248. Оп. 111. Д. 56, 81;
  8. РГАДА. Ф. 16. (Внутренне управление) – Оп. 1. – Д. 496.
  9. РГВИА Ф. 23 (Воинские комиссии). Оп.1. Д.904.
  10. Рубинштейн Н. Л. Сельское хозяйство России во второй половине XVIII в. / Н.Л. Рубинштейн. – М. : Государственное издательство политической литературы, 1957. – 492 с.
  11. Троицкий С.М. Финансовая политика русского абсолютизма XVIII века / С.М. Троицкий. – М. : Наука. – 1966. – 275 с.
  12. Чечулин Н. Д. Очерки по истории русских финансов в царствование Екатерины II. / Н.Д. Чечулин. – Cпб. : Сенатская тип., 1906. – 380 с.
  13. Яковцевский В.Н. Купеческий капитал в феодально-крепостнической России // В.Н. Яковцевский. – М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1953. – 203 с.


[1] Kahan A. The Plow, the Hammer, and the Knout: An Economic History of Eighteenth-Century Russia. 1985. 407 p.; Полевой Н.А. Имитационная модель движения хлебных цен в Европейской России второй половины XVIII в. // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 1996. С. 105-107.; Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 2001. 576 с..; Шипилов А.В. Традиционная производственная культура России: сельское хозяйство и присваивающие промыслы. 2006. 311 с.и др.

[2] Миронов Б.Н. Хлебные цены в России за два столетия (XVIII – XIX вв.). Л., 1985, 304 с.; Ковальченко И.Д. Всероссийский аграрный рынок. XVIII - начало XX века. М., 1974. Кафенгауз Б.Б. Очерки внутреннего рынка России первой половины XVIII в. М., 1958. 356 с; Индова Е.И. Дворцовое хозяйство в России (первая половина XVIII в.). М., 1964. 352 с. и др.

[3] Васильева Э.К. Выборочный метод в социально-экономической статистике / Э.К. Васильева, М.М. Юзбашев. М., 2010. С.33.

[4] Миронов Б.Н. Хлебные цены…. Дис. ... канд. ист. наук: Л., 1969. Ч. 1. С. 33.

[5] Миронов Б.Н. Хлебные цены в России за два столетия (XVIII – XIX вв.). Л., 1985, С. 196-203.

[6] Ковальченко И.Д. Всероссийский аграрный рынок. XVIII - начало XX века. М., 1974. С. 385-389.

[7] Рубинштейн Н.Л. Сельское хозяйство…С. 485-492

[8] Яковцевский В.Н. Купеческий капитал в феодально-крепостнической России С. 79-93; 199-201.

[9] Кафенгауз Б.Б. Очерки внутреннего рынка России первой половины XVIII в. М., 1958. 356 с.; Суворов Н.И. О ценах на разные жизненные потребности в Вологде в XVIII-XIX столетиях, Б.М., 1863. Вирст Ф.Г. Рассуждения о некоторых предметах законодательства и управления финансами и коммерцией России, 1807.; Троицкий С.М. Архангельский хлебный рынок в первой четверти XVIII в. // Труды Московского историческо-архивного института, 1957, т. 9.

[10] Полное собрание законов Российской империи. Собрание Первое. 1649−1825 гг. (в 45-и томах) СПб., 1830. Т. 18. С. 357. № 12980

[11] РГАДА. Ф. 16. Д. 496

[12] РГАДА. Ф. 248. Кн. 390, 814; РГАДА. Ф. 248. Оп. 116. Д. 7, 118, 126; РГАДА. Ф. 248. Оп. 111. Д. 56, 81;

 




Вконтакте


Facebook


Что бы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти на сайт