Казаков Александр Александрович "ОБ ОДНОМ МАЛОИЗВЕСТНОМ СВИДЕТЕЛЬСТВЕ ОТНОСИТЕЛЬНО ЕРЕСИ «ЖИДОВСТВУЮЩИХ»: К ВОПРОСУ О БЫТОВАНИИ ИУДЕЙСКОГО ТРАКТАТА «ШЕСТОКРЫЛ»"


соискатель кафедры источниковедения

Исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова

Известный по публикации К.И. Невоструева (1865 г.) текст «Надгробного слова Иосифу Волоцкому» из утраченной ныне рукописи Московской Епархиальной библиотеки № 664 содержит весьма любопытное свидетельство касательно ереси «жидовствующих», отсутствующее в иных списках этого памятника. «Елици же в Нове граде попы и диякони и дияки, – сообщает автор «Надгробного слова» Досифей Топокров, – свински живуще, начаша учитися поскалиям у жидов и скончанием седмыа тысяща прельстиша их изчадия ехиднова, богоборнии жидове» [6, с. 172, прим. 108]. Особый интерес здесь представляет упоминание неких «жидовских пасхалий», которые, судя по известиям агиографа, сыграли едва ли не главную роль в распространении ереси.

Из послания архиепископа Геннадия Новгородского владыке Прохору Сарскому известно о бытовании у новгородских еретиков иудейского астрономического трактата «Шестокрыл», благодаря которому еретики, к которым владыка относил преимущественно представителей новгородского духовенства [3, с. 84-85], «прельщают христианство, мня яко же с небеси знамение сводят». Трактат  представлял собой руководство для расчета астрономических лунных фаз для 276 лунных (метоновых) циклов по 19 лет – по свидетельству архиепископа, «числа поставлены в Шестокрыле 276 девятьнадесятниц» – охватывая, таким образом, временной интервал в 5244 года. Расчеты архиепископа, однако, имели несколько иной результат: «Ино те числа, что поставлены, – указывает владыка, – 276 девятьнадесятниц лет будет 5228» [4, с. 311]. Нестыковка в расчетах владыки была отмечена исследователями, предположившими, что «вряд ли владыка ошибся в арифметике, скорее эта разница объясняется тем, что, по летоисчислению “Шестокрыла”, в 1487 г. (дата Геннадиевского послания) шел именно 5228 год, и кончаться рассчитанные таблицы должны были только через 16 лет, в 1503 г. (5244 – 5228 = 16), тогда как русская пасхалия – через 3 года» [7, с. 54]. Впрочем, датировав послание 1487 годом, нужно признать, что русская пасхалия должна была закончиться не через 3, а через пять лет, в 1492 г. Но куда более любопытным представляется привязка 5228 г. по иудейскому исчислению лет, принятому в Шестокрыле, к 1487 г. Дело в том, что иудейская и принятая на Руси византийская эры «от Сотворения мира» имели между собой разницу в 1748 лет, поскольку счет лет в раввинистической иудейской календарной традиции начинается с 6 октября 3761 г. до н.э. [9, с. 394; 5, с. 131]. Поэтому 5228 г. по иудейскому летоисчислению указывал на 1468 (6976) г. Вероятно, на руках архиепископа Геннадия оказался список Шестокрыла, в котором крайний, 276 метоновский цикл был неполным, содержа расчеты не на 19 лет, а всего на 3 года.

Архиепископа Геннадия, однако, едва ли интересовали такие тонкости различных систем летоисчисления, факт наличия у новгородских попов «Шестокрыла» служил для него достаточным доказательством воззрений что «лета христианьскаго летаписца скратишася, а наша пребывают. А то хотят ту прелесть явити, как изойдет наша паскалиа <…> И потому ино у них еще пришествия Христова нет, ино то они ждут антихриста. Ино прелесть великаа!» [4, с. 318]. Главным открытием архиепископа было то, что согласно иудейскому счету лет, принятому в «Шестокрыле», не пришло еще время воплощения Иисуса Христа, которое, согласно принятой на Руси календарной традиции, произошло в 5508 г. от Сотворения мира. Это давало повод обвинять «жидовствующих» в неверии в Иисуса Христа как воплотившегося Сына Божьего и, вероятно, отразилось в соборном приговоре 1490 г. в формулировке, что «инии» от еретиков «Господа и нашего Иисуса Христа Сыном Божиим не звали» [4, с. 383], а затем дало повод Иосифу Волоцкому утверждать, что еретики «наричют Христа Сына Божия, тот еще не родился есть <…>. А его же глаголют христиане Христа Бога, тот прост человек есть, а не Бог, и распят бысть от июдей и истле во гробе. Сего ради, рече, подобает ныне закон Моисеов держати» [4, с. 469].

В историографии, однако, можно встретить мнение, что еретики планировали «возможность перехода к иудаистской традиции, изложенной в “Шестокрыле”, в соответствии с которой год окончания седьмой тысячи лет по православному летоисчислению приходился на 5228 по еврейскому летоисчислению» [1, с. 449]. Последнее заключение, как было показано выше, ошибочно: разница между иудейской и принятой на Руси эрой составляла 92 полных лунных цикла. Небезызвестна она была и на Руси. «Учение луннику, преведено от жидовских книг» (XVI в.), обнаруженное и описанное А.И. Соболевским, содержит сообщение о том, что «лето 5226-е» по иудейскому летоисчислению суть «по нашему ученью лето 6974» [10, с. 418]. Примечательно, что дата из «Учения луннику» весьма близка к приведенной в «Шестокрыле»: 1466 и 1468 гг. соответственно.  

В то же время нельзя обойти вниманием тревогу архиепископа Геннадия относительно того, что вскоре «кончается седьмая тысяща» и его свидетельство, что он сам «слыхал», как протопоп Алексей, в котором обличители видели главу новгородских еретиков, говорил: «И мы, деи, тогда будем надобны!» [4, с. 318]. Это заявление владыка склонен был понимать как намек на некое преимущество, которое «жидовствующие» считали возможным получить после наступления 1492 г. и небезосновательно связывал реплику протопопа с теми календарными выкладками, которые оказались в руках «жидовствующих» благодаря «Шестокрылу». Поэтому совершенно очевидно, что новгородские попы либо действительно пользовались списком «Шестокрыла», попавшим затем к архиепископу, и продолжили расчеты лунных циклов, доведенные только до 1468 г., либо этот список «Шестокрыла» не имел никакого отношения к ереси «жидовствующих».

С одной стороны, известен текст Шестокрыла с таблицами и рекомендациями по их использованию для «277 кругов, а всякий круг от сих кругов держит 19 год, а тый 19 год словет круг лунный» [10, с. 414] и, таким образом, указывает на существование расчетов на 6993 – 7011 гг. С другой стороны, поскольку известный Геннадию список «Шестокрыла» доведен лишь до 1468 г., и, вероятно, именно этот год использовался в списке как образец для расчетов лунных циклов, не исключено, что он мог попасть в Новгород с неким евреем, о приезде которого владыка упомянул в одном из своих посланий: «коли был в Новеграде князь Михайло Оленкович, а с ним был жидовин еретик, да от того жидовина распростерлась ересь в Ноугородцкой земли» [4, с. 375]. Князь Михаил, если судить по летописным свидетельствам, прибыл в Новгород осенью 1471 г., «пребысть у них недолго время» и до начала весны 1472 г. покинул новгородские пределы [11, с. 169-171]. Тогда, очевидно, новгородские попы, изучив правила расчетов, вполне могли создать таблицы лунных фаз для 276 и 277 лунных кругов. В этом случае они действительно получили преимущество: русские пасхалии содержали расчеты только по 7000 лето включительно. Окончание пасхалии связывалось непосредственно с концом мира, который означал и конец движения светил. Однако расчеты, выполненные согласно указаниям «Шестокрыла», позволяли сделать вывод, что движение Луны и смена лунных фаз продолжится и после истечения седьмой тысячи лет от Сотворения мира. В этой связи А.И. Плигузов и И.А. Тихонюк предположили, что «еретики имели в проекте заменить истекающую христианскую пасхалию таблицами “Шестокрыла” и собственными календарными выкладками» [7, с. 54].

Можно ли утверждать, что еретики выводили с помощью трактата даты иудейских праздников, в том числе и праздника Песах? Внимательно изучивший «Шестокрыл» архиепископ Геннадий ничего об этом не сообщает, да и опубликованный текст с расчетами на 6993 – 7011 гг. не оставляет места для такого вывода: трактат носил исключительно астрономический характер, «нимало не касался конфессиональных различий между иудеями и христианами» (3, с. 91). А единственным явным признаком его иудейского происхождения является наличие в тексте дат по иудейскому летоисчислению. К тому же в основе иудейской календарно-хронологической традиции лежала «сложная система расчетов, требовавшая не только математических вычислений, но и учета галахических сдвигов»,  которые использовались «для согласования между недельным и лунными циклами». Так, например, дата иудейского Нового года (Рош ха-шана) не должна приходиться на воскресенье, среду и пятницу: «Правило обеспечивает, чтобы Судный день (Йом-Киппур), требующий соблюдения строгого шабата, не соседствовал с субботой (во избежание продолжительного бездействия), а требующий активных обрядов праздник Хошана-Рабба (Вербный день) не попал на субботу» [5, с. 132]. Так что дата иудейской Пасхи 14 нисана была привязана не только к весеннему новолунию, которое могло быть определено по «Шестокрылу».

Еще более неправдоподобно выгладит предположение, что новгородские попы использовали «Шестокрыл» для составления православной пасхалии, вернее, для вычисления даты пасхальной границы – первого полнолуния после дня весеннего равноденствия, на следующее за которым воскресенье приходилось празднование Пасхи. Примечательно, что дата пасхальной границы в восточно-христианской традиции часто называлась «фаска евреом», хотя, разумеется, никакого отношения к празднику Песах не имела [8, с. 58], а первое «крыло» «Шестокрыла» как раз было посвящено вычислению астрономических полнолуний и новолуний. В действительности, однако, дело обстояло куда сложнее: нужно иметь в виду, что дата пасхальной границы, выпадавшей в период Вербного воскресенья до Великой субботы, была лишь условно связанна с реальным изменением лунных циклов, расхождения между расчетными и астрономическими датами полнолуний могли достигать нескольких дней. По словам П.В. Кузенкова, «расхождение пасхалистических (расчетных) полнолуний с реальными… породило особый вид расчетов фаз Луны, которые были ориентированы на практические нужды и точнее отражали астрономические реалии» [5, с. 201].

Основываясь на расчетах «Шестокрыла», «жидовствующие» имели возможность составить таблицы «лунного течения», расчет фаз Луны в которых выходил за пределы 7000 г., знаковой даты для русского средневекового сознания. Затем этот лунник вполне мог распространяться, тем более, «примерно в половине рукописей, имеющих календарные таблицы, представлено сочетание таблиц пасхалии и “лунного течения”» [8, с. 7], то есть быть привязанным к какой-то составленной после наступления 7000 г. пасхалии, что, вероятно, дало Досифею Топоркову повод говорить о некой «жидовской пасхалии».

Вместе с тем, появление пасхалии после наступления восьмой тысячи лет было связано с именем митрополита Зосимы, которого Иосиф Волоцкий довольно яростно обвинял в «жидовстве». Не мог ли митрополит Зосима использовать основанный на «Шестокрыле» лунник в качестве приложения к составленной им пасхалии?

В пользу этой точки зрения есть некоторые, правда, косвенные доводы. Во-первых, Иосиф Волоцкий в послании владыке Нифонту Суздальскому, выдвигая серьезные обвинения против митрополита, тем не менее, отмечает, что «иные, господине, говорят: “Мы у него не слыхали ничего”» [4, с. 430], то есть связь Зосимы с ересью представлялась далеко не очевидной даже современникам. Во-вторых, текст, содержащий «Изложение пасхалии» и рядовую пасхалию митрополита Зосимы на 20 лет, в сборниках, происходящих из Троице-Сергиева (РГБ, Троиц. № 46, л. 93 об. – 94 об.) и Волоколамского (ГИМ, Епарх. № 80, л. 219 – 226 об.)  монастырей, обрывается на 7018 г., то есть конец пасхалии на 7019 – 7020 гг. оказывается утраченным [12, с. 47-49]. Вместе с тем, в сборнике ГИМ, Синод. № 713, вслед за рядовой пасхалией митрополита Зосимы на 7001 – 7020 гг., следует изложение «лунного течения», «т.е. показания возраста и ущерба луны на 19 лет. На конце замечания о тех днях, когда безвредно пускать кровь, и когда сеять и садить, и когда лес рубить» [2, с. 432], причем есть смысл говорить о связи синодальной рукописи «с митрополичьей канцелярией или Чудовым монастырем» [12, с. 49]. В-третьих, для обвинений митрополита Зосимы в «жидовстве» характерно подчеркивание его связи с протопопом Алексеем, который весьма уповал на востребованность усвоенных им знаний после истечения седьмой тысячи лет. Текст «Изложения пасхалии» в волоколамской рукописи (ГИМ, Епарх. № 80) содержит приписку следующего содержания: «Сий Зосима не священный митрополит, но скверные еретик, тогда тайно имея в себе ересь, Алексеем протопопом научен <…>» [12, с. 60, прим. 64]. Нельзя исключить, что после соборного суда над еретиками в 1490 г. у митрополита Зосимы могли остаться какие-то материалы, так или иначе связанные с «Шестокрылом». Затем они вполне могли быть использованы при составлении лунника к рядовой пасхалии Зосимы в 1492 г. И, наконец, вероятно, не просто так Иосиф Волоцкий писал о митрополите, что тот «антихристов предтеча, иже антихриста ждет» [4, с. 428].  Как было показано выше, упование еретиков на пришествие антихриста архиепископ Геннадий связывал как раз с иудейским летоисчислением, которое было известно ему из текста «Шестокрыла», так что есть смысл рассматривать высказывание волоцкого игумена в адрес Зосимы как указание на знакомство последнего с иудейским трактатом.   

С учетом сказанного свидетельство Досифея Топоркова представляет весьма интересный, но недооцененный источник, в котором сквозь призму восприятия книжника рубежа XV – XVI вв. содержатся любопытные известия относительно ереси «жидовствующих».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев А.И. Религиозные движения на Руси последней трети XIV – начала XVI в.: стригольники и жидовствующие. – М.: Индрик, 2012. – 560 с.

2. Горский А.И., Невоструев К.И. Описание рукописей Московской Синодальной библиотеки. – М.: Синодальная типография, 1869. – Отд. III. Ч. 1 – XXII, 584 с.

3. Казаков А.А. Об истоках «жидовской» ереси в Новгороде конца XV века (некоторые свидетельства архиепископа Геннадия Новгородского) // Историческая психология и социология истории. – 2017. – № 1(19). –  С. 81-94.

4. Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI вв. – М.; Л., 1955. – 544 с.

5. Кузенков П.В. Христианские хронологические системы: История летоисчисления в святоотеческой и восточнохристианской традиции – М.: Русский издательский центр, 2015. – 992 с.

6. Надгробное слово Иосифу Волоколамскому ученика и сродника его Досифея Топоркова / с предисловием К.И. Невоструева // Чтения в обществе любителей духовного просвещения – 1865. – Вып. 2. – С. I-III, 153-170.

7. Плигузов А.И., Тихонюк И.А. Послание Дмитрия Траханиота к новгородскому архиепископу Геннадию Гонзову о седмеричности счисления лет // Естественнонаучные представления Древней Руси. – М.: Наука, 1988 – С. 51-75.

8. Романова А.А. Древнерусские календарно-хронологические источники XV – XVII вв. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. – 432 с.

9. Святский Д.О.Астрономическая книга «Шестокрыл» на Руси // Святский Д.О. Астрономия Древней Руси – М.: Русская панорама, 2007. – С. 384-399.

10. Соболевский А.И. Переводная литература Московской Руси XIV – XVII вв.: Библиографические материалы. VI. Литература жидовствующих // Сборник Отделения русского языка и словесности Академии наук. – СПб., 1903. – Т. 74. – С. 396-436. 

11. Софийская вторая летопись: Полное собрание русских летописей – М.: Языки русской культуры, 2001. – Т. VI. Вып. 2. – I-VIII, 240 с.  

12. Тихонюк И.А. «Изложение пасхалии» московского митрополита Зосимы // Исследования по источниковедению истории СССР XIII – XVIII вв. – М.: Институт истории СССР , 1986. – С. 45-66.

 

 




Вконтакте


Facebook


Что бы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти на сайт