Ларюшкин Олег Викторович "Особенности укоренения купцов цыганского происхождения в Москве (1788-1815 гг)"


ФГБУН Институт российской истории Российской академии наук, научный сотрудник 

За цыганами издавна закрепилось клише кочевого этноса, часто меняющего место жительства. В основном это было связано не только с их мировоззрением, но и с негативным отношением к ним местных органов власти. В Российской империи (как правительства, так и различных слоев населения) отношение к цыганам было дружелюбным, что во многом определило процесс их укоренения.

Пребыванию цыган в Москве посвящена отдельная глава в монографии Деметер Н.Г[1]. Однако дата первого цыганского поселения в Москве, 1807 г.. указана в монографии ошибочно. Источники по персональному составу купечества - дела о записи в купечество Москвы[2], материалы пятой ревизской сказки[3] (1795 г.) и данные капитальных книг[4] - позволяют утверждать, что отправной датой цыганской диаспоры в Москве является 1788 год. Именно тогда в купечество записалось 20 семей с численностью около 250 человек. В течение последующих 7 лет (т.е. до пятой ревизской сказки в купечество вступило еще 13 цыганских семей (около 100 человек). На 1795 г. в московском купечестве состояло 33 цыганские семьи, с общей численность 382 человека (с учётом новорожденных). В последующие десятилетия наблюдался незначительный прирост численности.

В ревизских сказках 1795 г. указано место их прошлого проживания. Большинство прибыло из экономических крестьян подмосковных сел и деревень, в частности, треть, из с. Пушкина. Также встречаются прибывшие из Дмитровского уезда, из Подольской и Воскресенских округ; есть единичные примеры вступления из Тверской губернии и Воронежского наместничества. 10 семей прибыло из числа вольноотпущенных. Более ранние этапы их переселений пока достоверно не выяснены. По некоторым косвенным признакам можно предположить, что до 80 гг. XVIII в. они проживали в Воронежском наместничестве, в которое переселились с территории Сумского и Ахтырского дистриктов в первой четверти-середине XVIII в. Более ранний этап их проживания связан с Польшей.

Проживая на территории тех или иных государств, цыгане придерживались господствующей вероисповедальной принадлежности. Московские цыгане были православного вероисповедания, что в свою очередь уравнивало их в правах с местным населением. Понятия «православный» и «русский»  были тождественны как для простого населения, так и для правительства. Однако среди цыган было ярко выраженное этническое самосознание, преобладающее над идеологически-вероисповедальными установками.

Из 33 семей московских цыган по данным 1795 г. лишь в одном случае зафиксирован брак с представительницей местного населения, в остальных -  внутри цыганской общины. Обращает внимание и сложный состав цыганских семей. В среднем семья состояла из 20 членов. Встречаются семьи, включавшие и 40 человек, состоящие из 4 поколений.

Предмет торговли почти во всех случаях был одинаков: конный торг, производимый за Серпуховскими воротами, в Замоскворечье. Лишь несколько случаев упомянуто, когда они производили мелочный торг.

          В составе регулярного городского населения цыгане встречаются в двух категориях: купечество 3 гильдии, либо мещанство, если отсутствовал капитал, допустимый для зачисления в купечество. Практически все были приписаны к Садовой Большой слободе.

          За изученный период не были зафиксированы случаи приобретения цыганами собственного жилья в Москве.  Все снимали жилье, и, как правило, по нескольку и даже по десятку семей в одном доме.

          Значительная часть их (от трети до половины) проживала  в 90 гг. XVIII в. – начале XIX в. в Сретенской части (север Земляного города), но с начала XIX в. и после войны 1812 г. наблюдается отток в Замоскворечье, в Серпуховскую часть, поближе к Конной площади, к месту торговли.

 

 



[1] Деметер Н. История цыган — новый взгляд. Воронеж, 2000.

[2] ЦГА Москвы. Ф. 32 Оп.3-11.

[3] ЦГА Москвы. Ф. 51. Оп.8 Д. 59.

[4] Капитальные книги Московского купеческого общества. / Московское купеческое общество. Т.1-4 (1788-1797 гг.). М., 1912

 




Вконтакте


Facebook


Что бы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти на сайт


Автоматический вход Запомнить
Забыли пароль?